Очевидная «внезапность»: ждать ли украинцам отключения от отопления
В последние дни уходящего 2021 года существенно обострилась ситуация в энергетическом секторе: регуляторы в унисон заявляют о приближении так называемого идеального шторма, когда в Европе установилась заоблачная цена на газ, а нефть и уголь, запасы которого в Украине явно недостаточные растут в цене. Именно в виду дефицита «черного золота» в разгар зимы могут возникнуть серьезные проблемы и с электричеством, прогнозируют профильные эксперты. Так что же происходит в энергетике, и действительно ли в ближайшие месяцы украинцам – в дополнение к неизбежному росту тарифов придется пережить блекауты со свечками.
Наиболее вероятными угрозами для себя украинцы считают рост тарифов на газ и тепло, а также обострение экономического кризиса. Таковы результаты, обнародованного на днях группой «Рейтинг» социологического опроса.
В частности, увеличения стоимости услуг ЖКХ опасаются 72% респондентов, а углубления экономического кризиса – 67 процентов. Для сравнения: без малого 50% наших с вами соотечественников побаиваются дальнейшего «разгула» коронавируса и 46% - эскалации боевых действий на Донбассе.
То есть, как видим, в шорт-листе тревог украинцев безоговорочное «лидерство» у тарифов, точнее их поднятия по ценовой шкале. Кстати говоря, ответственность за справедливые цены на газ, тепло, электричество и так далее, жители нашей страны возлагают преимущественно на президента и правительство – 27% и 24% соответственно.
Весьма показательно, что на фоне, мягко говоря, общественного не спокойствия из-за цифр в платежках, власть, вместо того, чтобы хоть как-то успокоить людей, вносит в коммунальную историю еще больше сумятицы…
Под занавес прошлой недели Юрий Витренко, действующий глава «Нафтогаза» и несостоявшийся министр энергетики, кандидатуру которого парламент проваливал несколько раз заявил, что украинцам необходимо экономить газ из-за крайне тяжелой ситуации в энергетике. Более того, профильный чиновник прямо дал понять, что НАК не сможет удержать существующие тарифы, и без того для многих неподъемные. Однако «страшилками» господина Витренко история не закончилась. В СМИ попала информация о том, что Служба безопасности Украины направила правительству отчет по контрразведывательному обеспечению объектов критической инфраструктуры в электроэнергетической сфере. Согласно тексту сообщения, который журналистам передали источники в Кабмине, Украина находится буквально в шаге от остановки теплогенерирующих предприятий, которые обеспечивают отоплением целые регионы из-за критически низких запасов угля.
Подопечные Баканова предупредили премьера Шмыгаля и его министерскую сборную о том, что по состоянию на 01.12.2021 на складах находится 486,2 тыс. тонн угля при плановом накоплении 2632,7 тысяч тонн (отклонения ─ 2146,5 тыс. тонн), что в свою очередь свидетельствует «о критическом запасе».
Спецслужба утверждает, что Славянская ТЭС «Донбассэнерго» имеет в 50 раз ниже необходимого запаса угля (на складах находится 1,6 тысячи тонн при плане в 105 тысяч тонн), Луганская ТЭС «ДТЭК Западэнерго» имеет в четыре раза ниже минимально необходимых запасов (36 тысяч тонн при плане 120 тысяч тонн).
Запасы в пять раз ниже нормы на Черниговской ТЭЦ (6,5 тысяч тонн при плане 45 тысяч тонн), а Дарницкая вообще не имеет запасов (уголь полностью отсутствует при плане 55,2 тысяч тонн.).
Однако на сегодняшний день имеем не только катастрофический дефицит угля для теплогенераций. Качественные параметры этого угля, по анализу показателей остатков составов
в предыдущие периоды значительно ниже нормы (зольность 30-35%, калорийность до 4000 ккал). В среднем, от 18 до 20 блоков ТЭС и 3 – 5 блоки ТЭЦ уже не работают из-за отсутствия топлива.
Бензин в огонь энергетических страстей подливает и то, что в начале ноября заблокирован экспорт энергетического угля из РФ в Украину и транзит угля через территорию России из Казахстана. Американским углем, который приводит ахметовский ДТЭК, закрыть образовавшуюся дыру, по мнению экспертов, нереально — объемы несоизмеримы.
СБУ предупреждает правительство, что сложившаяся ситуация создает угрозу энергетической безопасности нашего государства и надежному прохождению отопительного сезона. Это, в свою очередь, может привести «к чрезвычайным событиям техногенного характера, росту социальной напряженности среди населения и дискредитации органов государственной власти».
Различные ветви этой самой власти, аккурат после «слива» в прессу оперативной информации СБУ по энерго-запасам, закачало с небывалой силой. Причем — в абсолютно разные стороны.
Глава пропрезидентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что новость о предостережениях спецслужбистов не соответствует действительности, а премьер Денис Шмыгаль, настаивает на том, что проблема дефицита угля в Украине решена и ежемесячные поступления превышаю потребление на целых 300 тысяч тонн.
И пока глава правящего монобольшинства ВР с премьер-министром, каждый на свой лад правдами-неправдами доказывают, что никаких оснований для паники нет, на Банковой анонсируют создание некоего координационного энергетического штаба. Вопрос о том, организовывают ли подобного рода коммуникационные локации, когда ситуация под контролем — риторический.
Несмотря на убыточность, по мнению экспертов, отечественные госшахты все еще обладают значительным потенциалом прироста объемов добычи угля – около 12 млн тонн, который можно задействовать путем модернизации шахт в ближайшие годы. Однако проблесков активности Минэнерго в направлении стимулирования роста произведения собтвенного угля не наблюдается. Вместо этого в профильном министерстве говорят о планах перевести ТЭС из угля на газ. Но где его – заветное голубое топливо — брать?
Добыча природного газа «Укргаздобычей» за 10 месяцев текущего года снизилась на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го.
Под занавес осени в ПГХ Украины находилось порядка 15,3 млрд кубов, что почти на 10 млрд меньше, чем в прошлом году. С началом отопительного сезона, запасы газа уменьшились на 4 млрд кубометров, а ведь по сути еще не было сильных морозов… Очевидно, что при росте потребления до 150-160 млн куб м в сутки (а это возможно при минус 9-11°С), систему газоснабжения ожидают значительные нагрузки. В случае аварийных отключений нас ждет отключение системы насосов, перекачивающих теплоносителей, с последующей заморозкой и разрушением систем отопления.
Плюс к этому, еще раз: импорта газа с конца октября нет, а его стоимость в Европе при одновременной их фиксации в Украине для населения и теплокоммунэнерго по состоянию на январь прогнозируется на уровне $1500-1700 за тысячу кубометров.
В НАКе, который при заоблачных зарплатах и премиях своим топ-менеджерам декларирует сплошные убытки, таких денег на закупку нет. Зато есть желание «втюхать» голубое топливо по новым, рыночным ценам рядовым потребителям, которые сейчас как и тепловики получают газ по льготным ценам (7,96 гривен и 7,42 гривен за куб соответственно).
С учетом того, что морозы ударят не в феврале, как почему-то думали в Кабмине, а уже на текущей неделе, решения необходимо принимать «тут и сейчас». Поле для маневра тут достаточно ограниченное: либо повышение в разы тарифов для рядовых украинцев, либо выделение средств на закупку дорогого импортного газа целевым способом из резервов Нацбанка, что неизбежно приведет к падению позиций гривны, росту инфляции и прочим «прелестям».
Экономический и политический эксперт Борис Кушнирук считает, что прохождение отопительного сезона 2021-22 был и остается наибольшим экономическим риском Украины:
«Особые проблемы будут в феврале-марте будущего года, – прогнозирует он. – Именно тогда в хранилищах остается наименьший объем газа, а проблемы с углем усугубятся. Февраль-март в последние годы оказывались самыми холодными. Большая вероятность, что мы столкнемся с блэкаутами – остановками подачи электроэнергии. Иногда это будет связано даже не с физическим отсутствием ее в достаточном количестве, а с тем, что устаревшие сети (обновлением которых фактически не занимаются) не будут выдерживать нагрузку. И «вылетать» может всё: начиная от дома, заканчивая подстанциями. Есть опасность, что люди останутся не только без подачи электроэнергии, но и без тепла».
Какие-то предприятия могут останавливать работу, предполагает Борис Кушнирук. В том числе, потому что цена на электроэнергию для них, в отличие от домохозяйств, существенно выросла. «Я общался недавно с собственником одной из крупных мебельных фабрик. И он сообщил, что счет за потребляемые энергоресурсы вырос со 150 тысяч гривен до 450 тыс, – отмечает эксперт. – Государство держит цены на электроэнергию для населения, а расходы на ее выработку существенно возрастают (уголь, газ значительно подорожали). Рыночная цена газа сейчас составляет 35-40 тыс грн за тысячу кубов. И какой же может быть цена электроэнергии, учитывая, что часть ТЭС и ТЭЦ из-за недостачи угля могут перейти на потребление газа?».
По мнению эксперта, «Нефтегаз» вряд ли будет готов продавать газ дешевле, потому что у него – свои проблемы. «Даже тот газ, что у него есть в хранилищах, не спасет, если РФ полностью остановит транзит (даже оплачивая нам за него, но физически ничего не транспортируя). Это будет сильнейший удар по энергобезопасности и Украины, и Европы. При этом формально россияне не будут нарушать условия контракта, – подчеркивает Борис Кушнирук. – Нам в итоге придется разворачивать газотранспортную систему в реверсном режиме. Всё, что я перечислил – это комплексные риски. Любые проблемы в энергосекторе ударят по всей экономике. Как следствие падение, остановка производства со всеми вытекающими последствиями...».
О вероятных — весьма и весьма тяжелых для страны в целом и граждан в частности последствиях из-за дефицита в стране угля и газа, эксперты во всеуслышание говорили еще летом, однако эти прогнозы лично премьер Шмыгаль называл «фейковыми». Теперь же, получается лже-информацию обнародуют бьющие в энергетический набат СБУ и НАК, руководство которых назначено с Банковой?
При этом, что поражает больше всего — никаких конкретных рецептов, позволяющих избежать коллапса в высоких властных кабинетах никто пока что так и не предложил. Глава «Нефтегаза» Витренко, правда, заявил, что нам нужно в срочном порядке сокращать потребление газа и переходить на биотопливо. По его словам, если бы потребление газа на душу населения было, как в соседней Польше, Украина не нуждалась бы в импорте газа. Это, конечно, прекрасно, однако, во-первых, как говорят эксперты реализация одного конкретного проекта по биогазу может занять в лучшем случае, 8-10 месяцев, тогда как катастрофическая энергетическая угроза «висит» уже сегодня. Во-вторых, в отличие от Польши в нашей стране пока что работает металлургия и химпром, которые являются крупнейшими потребителями голубого топлива. Поэтому сокращение потребления до уровня Польши может быть только при условии закрытия профильных предприятий. Просто «отличная» перспектива со всеми вытекающими, не так ли…?
«Сегодня энергетика зашла в крутое пике, из которого может и не выйти. При этом люди, работающие на рынке, откровенно на камеру говорят о непрофессионализме нынешнего руководства Минэнерго. Доуправлялась команда Галущенко (министр энергетики Герман Галущенко — ред.) уже до того, что СБУ предлагает ввести чрезвычайное положение в отрасли, а западные партнеры давно поставили крест на нерукопотисном министре и обращаются непосредственно к его куратору – главе Офиса президента Андрею Ермаку. Поэтому, когда вам однажды отключат свет и тепло, когда остановятся котельные и общественный электротранспорт, не стоит спрашивать с министра, идите сразу на Банковую. Ответственный находится на втором этаже. И вы все знаете его фамилию», - подчеркивает политолог, руководитель Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Объективности ради отметим, что помимо традиционных для Украины проблем - «вечных» долгов в отрасли, на которую наложилось желание правительства умерить рост тарифов для населения (результат – нехватка средств на закупку угля) существует и действительно глобальная причина возникшей ситуации: стремительный рост цен на энергоносители в мире.
Восстановление экономик после коронавирусных карантинов - прежде всего в Китае, а также стремление к более чистому воздуху и более чистой энергии запустили маховик роста цен на газ. Парадоксально, но факт: стремительное подорожание голубого топлива и его дефицит на мировом рынке восстановил спрос на более «грязные» энергоносители - нефть и уголь, от которого было стали отказываться в унисон во многих странах. При этом к углю стали возвращаться не только бедные государства, но и вполне состоятельные и такие, где на законодательном уровне закреплены планы по сокращению выбросов. С учетом этого, заоблачные цены на тарифы ЖКХ уже отразились на платежках многих европейских граждан, заставив их правительства, во всяком случае на эту зиму «забить» на изменение климата и прочие проблемы экологического толка. Вместе с тем, Украина — точно пока что не Европа в плане доходов населения и если для граждан еврогосударств повышенная коммуналка — неприятный, но вполне подъемный финансовый багаж, то для преимущественного большинства украинцев — это воистину непосильная семейно-бюджетная ноша…
- Генштаб: по состоянию на 24 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 730 740 солдат
- Генштаб: по состоянию на 23 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 729 720 солдат
- Генштаб: по состоянию на 22 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 728 300 солдат
- Генштаб: по состоянию на 21 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 727 250 солдат