Разрыв между НАТО и Турцией растет, - The Economist
Сомнения относительно готовности президента Дональда Трампа выполнить обязательства США и защитить НАТО от России остается главным вопросом на повестке дня союзников. Но за кулисами назревает проблема с "полузамкнутой" Турцией - страной, которая не просто имеет вторую крупнейшую армию в альянсе, но и определяет критическую геополитическую линию между Западом и Востоком.
Турция не просто непредсказуемая. Она продвигает националистическую повестку дня, который может поставить под сомнение ее обязательства перед союзниками.
Об этом пишет The Economist, добавляя, что в последнее время источником напряжения стало зарождение разрыва между Турцией и США через турецкую операцию против курдских отрядов в Африне, Сирия. Это не проблема для НАТО. Но американские войска могут скоро понять, что они и сами под прямой атакой своего союзника, если Раджом Тайип Эрдоган выполнит обещание "задушить в зародыше" 30-тысячные курдские "пограничные силы", которых Анкара считает террористами, а Вашингтон поддерживает.
Вероятно, турецкий президент рассчитывает, что сможет успокоить Америку, которая менее заинтересована в регионе, чем он. Не исключено, что он прав. Но конфликт интересов в Сирии - это лишь один из элементов проблемных отношений Турции со странами НАТО. Еще до попытки переворота летом 2016 года в альянсе росло беспокойство тем, что Анкара постепенно скатывается к авторитаризму. А после подавления попытки свергнуть правительство Эрдогана эти опасения только усилились.
Издание напоминает, как Эрдоган начал массовые чистки среди тех, кого хоть немного заподозрил в нелояльности. При этом, он воспринял слова Запада о поддержке как "неискренние", зато похвалу Владимира Путина принял с радостью. В прошлом году Анкара также не позволила парламентариям Германии посетить немецких военных на двух турецких базах, которые принимали участие в операциях в Ираке. Это выглядело как наказание после того, как Германия не позволила сторонникам Эрдогана провести митинги в его поддержку в немецких городах. Этот запрет он тогда назвал "нацистской практикой". Когда Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вмешался, Анкара допустила немецких депутатов в своих же военных на базе в Конии. Но Берлин после того отправил свои истребители базироваться в Иордании.
Улучшение отношений Турции с Россией - еще одна причина волноваться. Издание напоминает, как Эрдоган тесно сотрудничает с Кремлем над решением дел в Сирии. Тем самым он также отправляет сигнал НАТО, что у него есть варианты, которыми он может заменить западный альянс. С точки зрения Путина, дружба с Эрдоганом дает ему инструмент для разделения НАТО.
В прошлом году Турция объявила о покупке двух батарей российских ракетных комплексов C-400. Их нельзя интегрировать в операционные системы НАТО. И, по крайней мере, первое время ими будут управлять российские военные. Если Турцию не отрезать от обмена данными в НАТО, Россия сможет рассчитывать на большой поток разведывательной информации. Издание также напоминает, что Турция принимает участие в разработке боевого самолета нового поколения F-35. Страна собирается закупить 116 таких машин. И, имея российские С-400 и новые самолеты НАТО, Анкара может обнаружить слабое место в новом вооружении альянса. Это вполне может стать причиной исключения Турции из НАТО.
Чиновники альянса изо всех сил стараются успокоить ситуацию. Они напоминают, что Турция принимает участие в европейском консорциуме по построению системы противоракетной обороны. И российские С-400 нужны только временно, чтобы заполнить пробелы. Они также утверждают, что во всех других направлениях дела идут в привычном режиме.
Надежда на то, что Эрдоган понимает, что Россия использует его страну для собственных целей. К тому же, Москва не может стать заменителем НАТО в качестве долгосрочного партнера. Не исключено, что паранойя турецкого президента со временем уменьшится, хотя пока никаких признаков этого нет. Издание отмечает, что нынешние проблемы в отношениях Турции и НАТО можно преодолеть. По крайней мере, у обеих сторон почти нет альтернатив.
Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын заявил о том, что Операция "Оливковая ветвь" основана на нормах международного права и праве Турции на самооборону. По его словам, целью операции остается освобождение сирийских земель от "террористов ИГИЛ и PKK/PYD/YPG".