РФ пытается балансировать между Ираном и Израилем, - The Economist
Когда на День победы ракетные комплексы ехали по Красной площади в Москве, премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху стоял рядом с Владимиром Путиным. Он приехал, чтобы заручиться поддержкой России в сдерживании Ирана, который активно действует в Сирии. Глава израильского правительства даже прицепил к лацкану так называемую "георгиевскую" ленту, которая в России считается символом победы во Второй мировой войне, но также ассоциируется с российским реваншизмом в Украине. Эти маневры Нетаньяху, похоже, сработали, ведь Москва и Тель-Авив утвердили сделку, нацеленную сдержать иранские силы в 24 километрах от израиле-сирийской границы, пишет The Economist.
Эта сделка указывает на попытку Владимира Путина деликатно балансировать на Ближнем Востоке. С начала российского вмешательства в сирийскую гражданскую войну во второй половине 2015 года Россия позиционирует себя как незаменимого игрока, способного говорить почти со всеми сторонами. Она наладила контакты с Турцией, США и арабскими странами, вовлеченными в конфликт. Она также сохранила хорошие отношения с Израилем, с которым у Москвы сложились тесные экономические и культурные связи, а также с Ираном, который стал российским партнером в поддержке режима сирийского кровавого диктатора Башара Асада.
Но на фоне того, как война в Сирии начинает стихать, Кремль может почувствовать сокращение потребности в отношениях с Тегераном. В прошлом российская сторона закрывала глаза, когда Израиль бомбардировал в Сирии конвои с оружием для "Хезболлы", ливанской боевой группы, которая пользуется поддержкой Ирана и в 2006 году вела кровавую войну против Тель-Авива. Кое-кто считает, что теперь Россия может пойти еще дальше. Иран пытается установить постоянные базы в Сирии, поэтому Израиль активнее атакует его позиции. В день парада в Москве российские системы ПВО в Сирии не помешали израильским силам устроить десятки авиаударов против иранских отрядов. Кое-кто в Иране подозревает, что Путин, собственно, и предоставил Нетаньяху координаты иранских баз.
Имплементация израиле-российского соглашения о сдерживания иранских войск под вопросом.
"Рычаги влияния России очень ограничены. Многое зависит от желаний самого Ирана", - сказал российских дипломат в Иране и профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Николай Кожанов.
Несмотря на то, что Путин призывает все иностранные силы покинуть Сирию, когда война кончится, иранские отряды "Кудс", похоже, собираются остаться. Тем временем, интересы России и Израиля, кажется, совпадают.
"У нас есть согласие с Россией и мы можем предотвратить вспышку нового политического кризиса в Сирии", - сказал изданию неназванный израильский чиновник, добавив, что Асад, скорее всего, останется на посту.
Это плохие новости для оппозиционных сил, которые базируются в приграничных регионах и получают от Израиля время от времени еду, медикаменты и легкое вооружение. Оппозиционные командиры говорят, что иранские бойцы уже начали отводить свои силы. Но наступление войск Асада продолжится. Министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил, что только армия Сирии должна стоять у границы Израиля. Но Тель-Авиву может не понравиться даже это.
Иранские отряды продолжают действовать в других регионах Сирии. А его беспилотник вторгся в израильское воздушное пространство в феврале. При этом аппарат преодолел расстояние в 150 миль. Если Асад и его российские покровители не смогут сдержать Иран, тогда стоит ждать больше израильских ударов. России будет все труднее балансировать на Ближнем Востоке.
"Стратегия в духе "давайте говорить со всеми" провалится рано или поздно. В какой-то момент возникнет ситуация, в которой придется делать серьезный выбор", - сказал Кожанов.